ПЕТР ПЕЛОПОННЕССКИЙ
Том LVI, С. 99-101
опубликовано: 24 апреля 2024г.

ПЕТР ПЕЛОПОННЕССКИЙ

Содержание

[Греч. Πέτρος Πελοποννήσιος] (ок. 1740 (?) - зима 1778, К-поль), лампадарий, греч. мелург. Один их самых значительных деятелей церковной музыки К-поля во 2-й пол. XVIII в.

Источники

Наиболее ранние известные упоминания о П. П. содержатся в «Большом теоретиконе» (1832) митр. Хрисанфа из Мадита. Немногим ранее Никифор Кантуниарис посвятил неск. строк П. П. в рукописи Ath. Xeropot. 318 (между 1810 и 1815). Нек-рые из них повторил Г. Пападопулос (1890, 1904), дополнив их как деталями, к-рые фигурировали в устной традиции, так и неопубликованными данными из незавершенного «Лексикона» К. Филоксениса (1864). Значимыми источниками являются певч. рукописи, а также неск. архивных документов, из к-рых можно извлечь много информации о жизни и деятельности П. П. К наст. времени идентифицированы 6 или 7 автографов П. П. (Zakinfos. P. Gritsanis. 1, 2, 3; Gr. Philol. Soc. CPolit. 44; Bucur. Acad. Română. 927; Athen. K. Psachou. Fakelos 60, 137), к-рые содержат как церковный, так и светский репертуар. Много разрозненных сведений сохранилось в рукописях и в первых печатных изданиях, содержащих его сочинения.

Биография

Петр Пелопоннесский. Миниатюра из рукописи 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178)Петр Пелопоннесский. Миниатюра из рукописи 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178)П. П.- пелопоннесец из Лаконии. В рукописях можно обнаружить указания «морейский» (Μοραΐτης - Ath. Paul. 26) и «лакониец» (Λάκων - Hieros. Patr. 347). Определение «аргосец» (᾿Αργεῖος), к-рым его имя сопровождается в 1-м печатном Ирмологии 1825 г., является поэтизированным вариантом и означает то же, что «пелопоннесец». Пелопоннес - это и «земля Апия» (᾿Απία γῆ), к-рая упоминается в качестве родины П. П. в рукописи Athen. Byzant. Mus. 175. В наст. время неск. населенных пунктов претендуют на право называться местом рождения П. П. Пападопулос указал на дер. Горани (Γοράνοι). Устное предание называет Колинес (Κολλίνες) в Аркадии. В др. источнике П. П. связывается с дер. Анаврити (᾿Αναβρυτή) и названа его фамилия или прозвище - Аладзас (᾿Αλατζάς, букв.- «торговец (хлопчатобумажными) тканями»).

В нек-рых рукописях указана фамилия Бардаки. Напр., в рукописи 1767 г. Ath. Doch. 338 Димитрий Лот Хиосский назвал П. П. «Бардаки из Мореи» (Μπαρδάκη ἐκ Μορέως), что может указывать на происхождение из местности Бардунохория (Μπαρδουνοχώρια) в Лаконии. До наст. времени существует поселение Бардаки (на границе Лаконии и Аркадии). Такие названия в этой местности восходят не к тур. bardak (чашка, кружка), а к албан. bardhë (белый). Родственные названия в наст. время встречаются в Греции (ср.: Μπάρδης, букв.- бледный, желтоватый, Μπαρδούνια - белая земля, Βαρδούσια - белые горы и др.). Известно, что уже в XIV в. окрестности Мистры были заселены албаноязычными или двуязычными христианами (арванитами), поэтому там сохранились албан. топонимы и прозвища.

Пападопулос относит рождение П. П. к 1730 г., Г. Статис - к 1735 или даже к 1740 г., что согласуется с традиц. представлением о том, что П. П. умер молодым. Согласно рукописи XVIII в. Ath. Iver. 997, П. П. умер зимой 1778 г. Митр. Хрисанф сообщает, что П. П. написал много произведений, «работая днем и ночью на протяжении непродолжительного срока». Учитывая низкую среднюю продолжительность жизни в то время, возраст в 38 лет в момент смерти П. П. можно считать вполне реалистичным предположением. Из Лаконии он по неизвестным причинам переместился в Смирну, где, как и Димитрий Лот, учился у иеродиак. Феодосия Хиосского (Ath. Doch. 338). Иеродиак. Феодосий упоминается как протопсалт Смирны в 1758 г. (Ath. Paul. 146).

В 1767 г. П. П. засвидетельствован еще как 2-й доместик, что является достаточно низким положением для уже прославленного псалта, в то время как Димитрий Лот (род. между 1733 и 1745) в 1768 г. (Ath. Doch. 339) уже был протопсалтом Смирны. Согласно традиции, П. П., будучи в Смирне совсем юным (ребенком, по Хрисанфу), учился у иеродиак. Феодосия и с 1760 г. продолжил обучение у протопсалта Иоанна в К-поле; это наталкивает на мысль о том, что П. П. был ровесником Лота или младше его, поэтому наиболее вероятно, что он род. в 1740 г.

С 1763 г. сочинения П. П. появляются в рукописях. В 1764 г. он уже являлся 2-м доместиком (помощником левого псалта, т. е. Даниила, впосл. протопсалта) и, согласно рукописи CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 5, назывался «экзархом» мон-ря св. Иоанна Предтечи в дер. Трипи (Лакония), что давало ему соответствующие права и позволяло увеличить доходы. С должности 2-го доместика П. П. был повышен вопреки установленному порядку до должности лампадария (1770-1778), очевидно, по той причине, что пользовался благосклонностью К-польского патриарха Самуила I Ханджери (1763-1768, 1773-1775) и репутацией, к-рую он уже приобрел при османском дворе, вызвав негодование как буд. протопсалта Иакова, к-рый должен был стать лампадарием, так и протопсалта Даниила.

П. П. также был значимой фигурой и в светской муз. жизни К-поля XVIII в., поскольку обладал выдающимися муз. восприятием и талантами. Играл на тамбуре и плагиавлосе (разновидность нея), а также имел прекрасный голос, за что протопсалт Иаков называл его «сладкоголосым соловьем» и «поющей цикадой».

При султанах Абдул-Хамиде I (1774-1789) и Селиме III (1789-1807) П. П., по-видимому, играл важную роль в муз. жизни двора и в среде дервишей К-поля, к-рые провозгласили его начальником и называли «великим» (kebir) и «вором» (hisriz), т. к. он «крал» (т. е. записывал) мелодии с помощью нотации. Новейшие исследования показали, что П. П.- одно лицо с Петракисом, или Tiryaki в тур. источниках, где ему приписывается не менее 10 произведений. Имя Петракис Великий (Petraki i kebir) без уточнения времени жизни присутствует и в собрании Hakki Bey и Hambarsun (Petraki Lampadarikes, согласно ркп. Istanbul. Arel Univ. 210). Имя Петракис и характеристика «Великий учитель» соответствуют и греч. источникам. Ф. Зульцер писал (Sulzer. 1781), что греки из Молдовлахии с восхищением упоминают способности «некоего Лампадария, который придумал 14 новых макамов».

Музыкальное творчество

Вклад П. П. в церковную музыку считается наиболее значительным по объему и качеству и составляет основу репертуара греч. церковной музыки вплоть до наст. времени. П. П. обладал исключительным чувством меры, особого «ифоса» (этоса) каждой муз. формы и мелодичности. П. П. составил 3 певч. книги: Анастасиматарий и Доксастарий, к-рые стали первыми печатными греч. певч. книгами (Бухарест, 1820), а также Ирмологий - и мн. др. песнопения для различных служб. Его медленный славник «Господи, яже во многия грехи…» считается одним из лучших произведений этого жанра во всем визант. и поствизант. певч. искусстве. П. П. приспособил мелодии Анастасиматария Хрисафа Нового (XVII в.) к церковнослав. тексту. Преподавал музыку в Патриаршем музыкальном уч-ще с 1776 г. Значителен его вклад в «экзегезис» древней стенографической нотации, т. е. ее перевод в более аналитическую форму, предваряющую нотацию Нового метода. В его автографах сохранилось много примечаний с «экзегезисами» муз. фраз, а также «экзегезис» «Большого исона» прп. Иоанна Кукузеля.

Среди его многочисленных учеников - протопсалт Петр Византийский, также известный как тамбурист и автор фанариотских песен.

П. П. приписывается 112 произведений на греч. языке в жанре фанариотских песен. Ок. 1/3 из них получили известность уже в 1792 г., когда их стихи были опубликованы Р. Фереосом в кн. «Итоги любви» (῎Ερωτος ἀποτελέσματα). Много анонимных сочинений в стилях песреф, семаи и др., к-рые присутствуют в автографах Zakynfos. P. Gritsanis. 3 и Ankara. Bibl. Univ. 44, следует считать также произведениями П. П. В певч. рукописях также сохранилось 11 сочинений с подзаголовком «Таксимиа» на 8 гласов, в к-рых проявляется явное влияние «внешней», светской музыки. Из репертуара своего времени П. П. ценил и записывал произведения мн. композиторов, таких как Кантемир, Захария, Дзордзис, и др. авторов османского К-поля, неизвестные по др. источникам.

П. П. умер от чумы и был похоронен на правосл. кладбище Эгрикапы. Дервиши поместили его имя наряду с др. именами известных музыкантов во 2-м мавзолее обители в Пере и с разрешения патриарха исполняли свои инструментальные произведения на его похоронах. В XXI в. на кладбище была установлена памятная доска с именами погребенных там певчих, и первым указано имя П. П.

Лит.: Sulzer F. J. Geschichte des transalpinischen Daciens. W., 1781. Bd. 2; Χρύσανθος ἐκ Μαδύτων, μητρ. Θεωρητικὸν μέγα τῆς μουσικῆς. Τεργέστη, 1832; Θιλοξένης Κ. Λεξικὸν τῆς ῾Ελληνικῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. Κωνσταντινούπολις, 1868. Τ. 1: Α-Μ [статья о П. П. содержится в неизд. 2-м т.]; Παπαδόπουλος Γ. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890; idem. ῾Ιστορικὴ ἐπισκόπησις βυζαντινῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς ἀπὸ τῶν ἀποστολικῶν χρόνων μέχρι τῶν καθ᾿ ἡμᾶς (1-1900 μ. Χ.). ᾿Αθῆναι, 1904; Πατρινέλης Χ. Γ. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου: Πρωτοψάλται, λαμπαδάριοι κα δομέστικοι τῆς Μεγάλης ᾿Εκκλησίας (1453-1821) // Μνημοσύνη. ᾿Αθήνα, 1969. Τ. 2. Σ. 64-93 (о П. П.- σ. 85-86, 89); Στάθης Γ. Θ. ῾Η σύγχυση τῶν τριῶν Πέτρων // Βυζαντινά. ᾿Αθῆναι, 1971. Τ. 3. Σ. 216-251; idem. Πέτρος Πελοποννήσιος (1740-1778) // Βυζαντινο κα μεταβυζαντινο μελουργοί / ῞Υδρυμα βυζαντινῆς μουσικολογίας. ᾿Αθῆναι, 1980. Δίσκος 4 [буклет к виниловому диску]; idem. Πέτρος Λαμπαδάριος ὁ ἀπὸ Λακεδαίμονος // Λακωνικα σπουδαί. ᾿Αθήνα, 1983. Τ. 7. Σ. 108-125; Στάθη Π. ῾Ο φίλος τοῦ Κοραῆ Δημήτριος Λῶτος κα τὰ μουσικὰ χειρόγραφά του // ᾿Ερανιστής. 1973. Τ. 10. ᾿Αρ. 59. Σ. 157-186; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. 1975. Τ. 1; idem. Χειρόγραφα ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς, 1453-1820. ᾿Αθήνα, 1980; Αποστολόπουλος Θ. Μορφολογικές παρατηρήσεις στα Δοξαστικά του Πέτρου Πελοποννησίου κατά το Νέο αργό στιχιραρικό είδος // Πρακτικά Β´ διεθνές συνεδρίου Ψαλτικής του Υδρύματος βυζαντινής μουσικολογίας. Αθήνα, 2003. Σ. 291-309; idem. Πέτρος Λαμπαδάριος ο Πελοποννήσιος και η συμβολή του στην λόγια μουσική της Πόλης του 18ου αι. // Δίσκος - αφιέρωμα στον Πέτρο Λαμπαδάριο: Πρόγραμμα Medi muses. Θεσ., 2005; Kalaitzidis K. Post-Byzantine Music Manuscripts as a Source for Oriental Secular Music (15th to Early 19th Cent.). Würzburg, 2012. P. 89-98.
Ф. Апостолопулос
Рубрики
Ключевые слова
См.также